Как отмечает С. Жизнин, в рамках политических и торгово-экономических отношений РФ с ФРГ взаимодействие в ТЭК занимает приоритетное место. В этой сфере проявляется взаимодополняемость экономик России и Германии и взаимная заинтересованность двух сторон в дальнейшем развитии этих связей. Именно здесь формируется основа долгосрочного стратегического партнерства между Россией и Германией, а в более широком контексте — между Россией и Евросоюзом.
Существует несколько основных подходов к вопросу о том, как соотносятся между собой энергетическая политика Германии с политикой Евросоюза и России.
Сторонники первого подхода утверждают, что Россия, предложив Германии роль «энергетического перевалочного пункта», поставила Германию в весьма щекотливое положение перед европейскими партнерами: «Российские авансы подвергают Германию повышенной потребности оправдываться перед европейскими соседями, которые опасаются германо-российского энергетического альянса…Северо-Европейский газопровод снижает относительный экономический и политический вес транзитных стран — Белоруссии, Польши и Украины — и одновременно усиливает по отношению к ним властные позиции „Газпрома“», — полагает Р. Гётц.
Таким образом сторонники данного подхода отмечают, что перед ФРГ возникла задача рассеивания недовольства других стран в связи с тем, что эта страна в энергетических отношениях с Россией намерена идти «особым путём».
Ш. Майр полагает, что для обеспечения надёжности поставок газа Германии необходимо действовать в рамках общеевропейской энергетической политики, основными задачами которой являются создание единого европейского либерализованного рынка, развитие международной инфраструктуры, отказ государств от протекционизма в энергетической сфере, создание стратегических запасов газа и развитие общеевропейского механизма урегулирования кризисов и диверсификация источников поставок газа.